Аутизм

Аутизм - отсталость психического развития различной степени тяжести, при которой возникают нарушения формирования навыков речи с утратой её коммуникативной функции, социальной изоляцией, при этом возможны индивидуальные стереотипные движения и поведение.



Общая информация


Ранний детский аутизм первым охарактеризовал Л. Каннер в 1943 году. Для раннего детского аутизма свойственны следующие признаки:
- Невозможность установить взаимоотношения с окружающими людьми и (что очень важно) с матерью. При аутистической форме ребенок не проявляет эмоциональной реакции на присутствие матери. При негатистивической форме ребёнок отталкивает мать от себя, не обращает внимания на ровесников, постоянно стремится к уединению. Отношение к неживым предметам такое же, как и к людям;
- Речевые нарушения проявляются в эгоцентрической речи, эхолалии, вербигерации, мутизме; дети не говорят о себе от первого лица, речь их автономная, они употребляют вводные и сложные речевые формы;
- Характерные изменения двигательных навыков в виде повторяющихся одинаковых движений, вспыльчивость, двигательные ритуалы. Существенно запаздывает освоение указательных жестов, жестов «приветствие-прощание». Особенностью мимики является её бедность, напряжённость, периодически застывший, испуганный взгляд.

Интеллектуальная недостаточность вследствие задержки развития является необязательным симптомом. Интеллектуальные способности ниже, чем у здоровых детей, но выше, чем при олигофрении.
Тревожная напряжённость или выраженное беспокойство при попытке поменять привычный образ жизни, расположение предметов в помещении, время и место прогулки являются характерной эмоциональной реакцией.
В игре у таких детей преобладают стереотипные движения (вращение игрушками или предметами перед глазами, перемещение с одного места на другое, поколачивание о предметы, поглаживание игрушек и предметов). Одежда, обувь может вызывать чувство стеснения, и ребёнок будет стремиться снять их. Вкусовые предпочтения могут выражаться в желании употребить в пищу несъедобное. Свойственны агрессивные и аутоагрессивные действия. Не существует больных с одинаковыми симптомами и течением аутизма.

Этиология и патогенез


Предположительно причиной аутизма являются генетические изменения полигенного характера в сочетании с факторами органического поражения различных структур головного мозга (инфекционные внутриутробные заболевания, гипоксические состояния, нейрофиброматозы и др.), которые привели к нарушениям функции и взаимодействия определённых структур мозга, отвечающих за интеграцию и синтез информации, а также зон мозга, контролирующих поведение в общем и социальный его аспект в частности.

Диагностика


Безразличная реакция к матери и отсутствие эмоциональных проявлений при её уходе.
Отсутствие различных типов крика - плача в возрасте до 6-ти месяцев, уменьшение или полное отсутствие голосовых проявлений. Однообразность поведенческих актов. Низкий уровень мотиваций, безразличие к происходящим событиям.
Понятие «аутизм» применяется в основном для обозначения негативных симптомов и связанной с ней социальной неполноценности.

Основным фактором, который отрицательно повлиял на развитие проблем аутизма, является отсутствие чёткого понимания о взаимосвязях между концептуальным и клиническим аспектами. Аутизм не получил отдельного клинического места, устойчивого и конкретного положения в клинической классификации шизофрении. Аутистические проявления сближались и отождествлялись с другими психопатологическими нарушениями - деперсонализацией, бредом, патологическими индивидуальными формами реагирования.
По этим причинам аутизм превращался в дополнительный (факультативный) симптом, а его выявление имеет зависимость от теоретической подготовки специалиста.

Лечение


Универсальные схемы или методики лечения аутизма отсутствуют. Программа лечения составляется персонально и состоит из медикаментозной терапии, назначаемой по показаниям (антидепрессанты, противосудорожные препараты, психостимуляторы); медико-педагогической и психотерапевтической программ. В этом процессе большая роль отводится положительному общению в семье. Ребёнок должен как можно больше общаться со своими ровесниками, посещать обычные детские учреждения.

Прогноз и профилактика


Раннее выявление заболевания и квалифицированное комплексное индивидуальное лечение являются основными методами профилактики.
При наличии выраженных симптомов заболевания, сочетающихся с интеллектуальным недоразвитием, стойкими стереотипными движениями, припадками, возрастом старше 5-лет, говорят о неблагоприятном прогнозе.
В случае относительно развитой речи и интеллектуального развития прогноз может быть благоприятным.
Международная классификация болезней (МКБ-10): 
Количество просмотров: 853.