Как эмоции влияют на наши внутренние часы

Принцип их работы неизвестен, но человеческая раса обладает внутренними часами, которые позволяют нам подсознательно ощущать и определять периоды времени. Исследовательская группа под руководством доктора наук Роланда Томашке с отделения  психологии Университета Фрайбурга экспериментально доказала, что эта психическая система восприятия и оценки времени способна быстро и гибко адаптироваться к прогнозируемым временным шаблонам. Исследование было опубликовано в специализированном журнале «Emotion».

 

Психологи изучали периоды времени от одной до трех секунд. Их испытуемым была задана задача сортировки существительных – которые появлялись один за другим на экране компьютера – по полу (немецкие существительные имеют грамматически мужской, женский или средний пол). Во время перехода к следующему слову показывался небольшой крестик. Испытуемым не объяснили, что они смотрят на концепции, которые воспринимаются как положительные или отрицательные – такие, как любовь и дружба, с одной стороны, пытки и смерть, с другой. При показе большинства «положительных» существительных крестик возникал перед ними на полсекунды, при показе большинства «отрицательных» существительных он оставался на экране в течение двух секунд. «Шаблон повлиял на испытуемых, хотя они не знали об этом, – говорит Томашке. – Если комбинация была необычной, типа длинного интервала перед позитивным утверждением, у них возникали значительные трудности в сортировке существительных по полу». Но это раздражение не проявлялось, пока не были задействованы какие-либо эмоции. С другими испытуемыми психологи использовали конкретные и абстрактные понятия вместо положительных и отрицательных, и эффект в данном случае не наблюдался.

Результат этого исследования помогает лучше понять, как работает человеческое восприятие. При разговоре, например, можно заметить, что положительные ответы, в которых есть согласие собеседника, даются быстрее, чем отрицательные, отвергающие прозвучавшее предложение. Этот опыт приводит к тому, что участники онлайн-конференций – в которых высказанное согласие задерживается на некоторое время из-за особенностей используемой технологии – считают других участников негативно настроенными: опыт повседневного разговора подсознательно переносится и на ситуацию конференцсвязи. Результаты также показывают, как можно привлечь внимание людей. Например, если веб-сайт всегда показывает рекламу после того, как прошло одно и то же количество времени, пользователи смогут прогнозировать ее появление и подсознательно лучше игнорировать ее. Поэтому для рекламодателей было бы целесообразнее постепенно гасить свою рекламу с нерегулярными интервалами – и тем самым привлечь внимание, создав источник раздражения.

Добавить комментарий