Анкилостомидозы – антропонозные и зоонозные геогельминтозы (анкилостомоз и некатороз), имеющие много общего в биологии возбудителей, развитии патологического процесса и клиники и часто протекающие одновременно. Характеризуются преобладающим поражением желудочно-кишечного тракта и возникновением гипохромной анемии.
Этиология
Возбудители анкилостомидоза – сравнительно крохотные круглые гельминты семейства Ancylostomatidae (Ancylostoma duodenale, ceylonicum, Necator americanus) бледно-розового цвета, с крючковидным передним концом. Анкилостомы могут жить до 5 лет, некатор – до 15 лет.
Самки анкилостом выделяют более 30000 яиц на протяжении одних суток, некатора – несколько меньше. Из выделенных в почву с испражнениями яиц гельминтов, при благоприятствующих для формирования гельминтов климатических условиях (влажность, температура, насыщенность кислородом), в течение двух суток рождаются личинки, приобретающие инвазивные свойства через 7–10 дней.
Эпидемиология
Преобладающими регионами обитания анкилостом являются страны с тропическим и субтропическим климатом, регион Юго-восточной Азии. Некатороз, кроме того, имеет распространение на черноморском побережье Краснодарского края, Азербайджане, Туркменистане.
Наиболее часто встречаются смешанные очаги анкилостомоза и некатороза. Анкилостомоз занимает второе место после аскаридоза и представляет сложную проблему для многих стран.
Источником инвазии Ancylostoma duodenale и Necator americanus являются заболевший человек, а Ancylostoma ceylonicum – главным образом собаки и кошки.
Возбудители распространяются контактным и фекально-оральным механизмом. Пути передачи – пищевой, питьевой, контактный.
Анкилостомы попадают в организм человека посредством загрязнённых рук, на овощах, фруктах и зелени, которая имела контакт с землей, а возбудители некатороза – при хождении босиком, лежании на земле.
В субтропических регионах почва имеет способность тотально обеззараживаться от личиночных форм, по этой причине заболеваемость приобретает сезонный характер. В тропических регионах заражение может осуществляться круглогодично с нарастанием в сезон дождей. Природная восприимчивость человека очень высокая. Больной человек не представляет опасность для непосредственно контактирующих с ним, так как яйца гельминтов не обладают инвазивной способностью.
Патогенез
После проглатывания личинок человеком в кишечнике осуществляется их дальнейшее развитие до половозрелой стадии. Закрепление паразита на слизистой оболочке кишки приводит к её травматизации с формированием геморрагий и эрозий. Образовавшиеся повреждения являются источником кровопотери с развитием анемии; возникают аллергизация организма, дискинетические нарушения желудочно-кишечного тракта, которые сопровождаются диспепсией.
Анкилостомы и некатор чаще всего паразитируют в двенадцатиперстной и тощей кишке и проходят свой цикл развития без миграции.
Личинки некатора при соприкосновении с кожей теряют свой чехлик и интенсивно внедряются в кожу, а затем в капиллярное русло. Током крови они достигают лёгочной ткани, из которой через воздухоносные пути и глотку попадают в пищевод в кишечник.
Своей половозрелости личинки достигают 4–5 недель; или могут продолжительное время сохраняться в дремлющем состоянии в кишечнике или мышечных тканях, что в значительной мере сопровождается трудностями при лечении и осуществлении диагностики.
Паразитируя в кишечнике, паразиты питаются преимущественно кровью, причиняя стенке кишки мелкие мелкоточечные повреждения хитиновым аппаратом ротовой капсулы.
Интенсивная инвазия в детском и юношеском возрасте сопровождается отсталостью физического и интеллектуального развития, истощением и кахексией. Многие такие случаи имеют летальный исход.
Клиническая картина
Первые проявления анкилостомидозов при перкутанной инвазии представляют собой реакцию кожи на внедрение личинок анкилостомид. В местах проникновения личинок формируются явления дерматита, так называемая «земляная чесотка» или почвенный зуд.
Высыпания наиболее часто образуются на стопах и межпальцевых складках. Больного беспокоит выраженный зуд и жжение.
Ткани приобретают отёчность и эритематозный вид, не исключается возможность образования папулезных или везикулёзных множественных элементов до 1–2 мм.
Повторные заражения одного и того же человека сопровождаются более тяжелыми клиническими проявлениями, с отёками и образованием везикул на коже.
Период мигрирования личинок сопровождается лёгочным синдромом (эозинофильные инфильтраты в лёгких и сосудистые пневмонии), протекающим на фоне лихорадки и выраженной эозинофилии в крови (30–60 %).
У части заболевших выявляются ларингиты и трахеиты, протекающие с фонастенией голоса и даже афонией, которые могут продолжаться до трёх недель.
Симптоматика заболевания в стадии миграции личинок может сопровождаться самыми разнообразными проявлениями, зависящими от интенсивности инвазии и от степени резистентности организма хозяина.
По истечении 8–30 дней после заражения у части больных развиваются абдоминальные боли, обильное слюноотделение, рвота, жидкий частый стул, общее недомогание. Эпигастральные боли, которые спровоцированы развитием эрозивного дуоденита и пилороспазма, могут имитировать таковые при язвенной болезни двенадцатиперстной кишке.
Чем тяжелее анемия, тем более выражен сдвиг эритроцитов в сторону микроцитоза, с резкой выраженностью анизоцитоза, явления пойкилоцитоза возникают только при тяжелых степенях анемии.
Хронические анкилостомидозы сопровождаются общеинтоксикационными симптомами, потерей массы тела, отёчным синдромом. У женщин наблюдаются нарушения менструального цикла, преждевременное развитие климакса, у мужчин – импотенция.
Нервно-психические явления при анкилостомидозах выражаются, в первую очередь, крайней безучастностью пациентов, которая переходит иногда в полную пассивность и безразличие. Развивающаяся сонливость может прогрессировать, и больные могут спать круглые сутки.
Угнетение психической деятельности имеет проявления в виде спутанности мыслей, забывчивости.
В тяжёлых случаях без соответствующего лечения у больных анкилостомидозами развиваются общие отёки, иногда наоборот – больной весь «высыхает» за исключением вздутого живота.
Развивается кахексия, которая ведёт к полному маразму и смерти.
В эндемических районах бессимптомное течение инвазии многократно превосходит по частоте манифестные формы анкилостомидоза.
Диагностика
Лабораторная диагностика базируется на выявлении в свежих испражнениях, иногда в дуоденальном содержимом, яиц анкилостомид флотационными методиками. Видовое распознавание анкилостомид осуществляется технологией выращивания личинок.
Лечение
При тяжёлых формах течения анкилостомидозов проводится антианемическая терапия, а затем дегельминтизация мебендазолом (в случае анкилостомоза), альбендазолом – при некаторозе.
Профилактика
Своевременное выявление и лечение больных. Доскональная обработка овощей, фруктов, зелени, недопустимость загрязнения испражнениями окружающей среды, обеззараживание нечистот, уменьшение прямого контакта открытых участков тела с почвой в эндемичных регионах.