Истерическое расстройство личности и поведения (психопатия) относится к группе пограничных психических расстройств.
Под психопатиями понимают патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью личности, связанной главным образом с патологией эмоциональной и двигательно-волевой сфер психической деятельности при относительной сохранности интеллекта.
Эпидемиология
Достоверных сведений о распространённости расстройства нет. Известно, что оно преобладает у женщин. Высока коморбидность с соматизированным расстройством и алкоголизмом. Отмечается генетическое сродство с диссоциальным типом личности.
Этиология
Личностные расстройства представляют собой онтогенетические состояния (психопатии), которые могут проявиться в детском и подростковом возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни.
Они не являются вторичными по отношению к другому психическому нарушению или заболеванию, и их не следует рассматривать как психическое заболевание в прямом смысле этого слова. Это своего рода врождённая психическая аномалия характера.
Клинические особенности
Психопатологический уровень личностных расстройств соответствует следующим критериям:
– выраженная дисгармония в побуждениях и поведении, вовлекающая несколько систем функционирования, особенно в сферах эмоций и влечений (контроль поведения, аффективность, прогнозирование собственной деятельности, целеустремлённость, критичность), а также манера отношения к иным людям в социуме;
– тотальный характер аномальной манеры поведения, снижающий адаптационные возможности к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;
– стабильный, хронический характер аномальной манеры поведения, сформировавшийся в детском или подростковом возрасте и сохраняющийся на протяжении всей жизни.
Клиническая картина
Черты расстройства впервые были замечены у больных с диссоциативными нарушениями (невротической истерией), но выяснилось, что они распространены и вне связи с конверсионными симптомами.
Основной поведенческой чертой является обращение к себе внимания окружающих. Наиболее часто для этого используются:
– чрезмерная общительность,
– характерный манерный стиль поведения,
– преувеличение эмоциональных ответных реакций и важности собственных мыслей и поступков,
– манипулирование другими.
При последнем наиболее часто используются своеобразные ответные реакции за невнимание к себе – вспышки гнева и раздражительности, слёзы и обвинения. Прямые и косвенные способы обратить на себя максимальное внимание всегда сочетаются с отрицанием заинтересованности в этом и реакцией негодования на такое предположение.
Самое непереносимое для пациентов – безразличность со стороны окружающих, в подобном случае устраивает даже роль «отрицательного героя».
Обоим полам присуще выражать свою сексуальную привлекательность, для чего применяется поведенческий стиль не сексуальной агрессивности, а фривольности, флирта, карикатурного подчеркивания своей привлекательности. При этом довольно часто развиваются психосексуальные дисфункции – аноргазмия у женщин, импотенция у мужчин.
Подобное сексуальное поведение, в первую очередь, преследует задачу не удовлетворения полового инстинкта, а засвидетельствования личной привлекательности в глазах других; необходимость в этом не ограничена.
Внешняя экстравагантность поведения отличается эгоцентричностью, направленностью на удовлетворение личных потребностей, пренебрежением потребностями иных людей, что делает эмоционально насыщенные отношения с окружающими в целом поверхностными и неустойчивыми. Повышенная зависимость от своих признаний окружающим делает больных чрезмерно доверчивыми и по-детски наивными.
Повышенная внушаемость истерических личностей выявлена давно, но эта внушаемость отличается избирательностью: легко внушить то, чего жаждут или что удовлетворяет какую-то из вышеперечисленных склонностей. Кроме этого, отдельные истерические личности, преимущественно мужчины, сами стремятся к лидерству.
Наиболее распространённым механизмом психологической защиты считается устранение из сознания содержательных компонентов переживаний, в особенности – причин своих эмоциональных реакций, отсюда неспособность правильно определять мотивы своего поведения.
Пациенты легко забывают аффективно существенную информацию. Недостижимость в реальной жизни завышенного идеального отношения к себе окружающих делает их ранимыми, они легко разочаровываются при невозможности реализации своих желаний, из-за чего подобное расстройство относили к истероидной дистрофии.
Больные легко и детализировано рассказывают о себе врачу с театральной жестикуляцией и интонациями, применяя красочные метафоры. Преувеличенно акцентируя какие-то эмоции или установки, они могут отрицать иные, несомненно дающие о себе знать, с неестественным удивлением или негодованием встречая предположение об их существовании.
С возрастом демонстрируемая больными симптоматика несколько тускнеет – возможно, в связи с неспецифическим возрастным снижением энергетики.
Диагностика
Выявление не менее четырех из нижеперечисленных качеств соответствует истерическим расстройствам личности:
– манерное и артистическое поведение или гиперболизированное выражение чувств;
– чрезмерная доверчивость, лёгкое попадание под влияние окружающих или ситуативных влияний;
– поверхностный лабильный аффект;
– непрерывный поиск стимулирующих переживаний и деятельности, в которых субъект ощущает себя в центре внимания;
– чрезмерное акцентирование личной сексуальности во внешности и поведении;
– излишняя обеспокоенность собственной внешней привлекательностью.
Дифференциальная диагностика
Определить истерический тип от пограничного зачастую затруднительно, этому помогают определенные черты пограничного подтипа – наиболее яркие саморазрушительные тенденции, восприятие собственной идентичности и субпсихотические эпизоды.
В случае коморбидности с соматизированным расстройством и реактивными состояниями необходимо выставлять оба диагноза.
Лечение
Основным направлением в лечении подобных больных является психотерапевтическая коррекция дезадаптивной психологической защиты.
Наиболее адекватным методом является психоаналитически ориентированная индивидуальная и групповая психотерапия.
Фармакотерапия применяется в случае определённых симптоматических показаниях. Значительная социальная дезадаптация и дисфорические проявления являются показанием для применения ингибиторов моноаминоксидазы.