Менингококковая инфекция – инфекционное заболевание с разнообразными клиническими проявлениями: бессимптомное носительство менингококка, менингококковый назофарингит, генерализованные формы (менингит, менингоэнцефалит).
Этиология
Причиной заболевания является Neisseria meningitidis, грамотрицательные диплококки, располагающиеся в мазках спинномозговой жидкости и крови внутриклеточно парами.
Эпидемиология
По антигенным признакам нейссерии подразделяются на 12 серологических групп, наибольшее эпидемиологическое значение принадлежит A, B, C, X, Y, Z,135W серотипам.
Менингококки относительно быстро гибнут в окружающей среде, нагревание до 50º C вызывает гибель в течение нескольких минут, могут сохраняться несколько часов при охлаждении менее 10º C.
Быстро погибают при воздействии дезинфицирующих веществ и ультрафиолетового облучения.
Заболевание распространено повсеместно, наиболее высокий уровень заболеваемости регистрируется в регионе «менингитного пояса», расположенного в регионах Африки вдоль пустыни Сахары.
Эпидемические подъёмы фиксируются в зимне-весенний период, спорадические случаи возникают на протяжении всего года.
Менингококковая инфекция относится к типичным антропонозам, источником инфекции в 1–30% случаев является больной человек, в 70–80% случаев источником инфекции являются бессимптомные бактерионосители. Любая из форм менингококковой инфекции сопровождается формированием типоспецифического иммунитета.
Наиболее часто заболевают дети до пяти лет и взрослые в организованных коллективах (школьники, дети дошкольных воспитательных учреждений, военнослужащие).
Распространяется инфекция воздушно-капельным путём при тесном длительном контакте в помещениях с повышенной влажностью и температурой воздуха. Повышают вероятность заболевания менингококковой инфекцией несоответствующий иммунный ответ макроорганизма при переохлаждениях, физических и психических перегрузках, иных неблагоприятных факторах.
Патогенез
После попадания менингококка в организм возможными становятся следующие механизмы развития инфекционного процесса:
1. Формирование колоний на слизистой носоглотки без клинических проявлений (здоровое носительство).
2. Внедрение менингококка в организм с возникновением местной воспалительной реакции (назофарингит).
3. Внедрение менингококка в сосудистое русло (менингококкемия) с повреждением стенки сосуда (геморрагическая сыпь, развитие синдрома диссеминированного внутрисосудистого свёртывания, инфекционно-токсического шока).
4. Распространение менингококка в центральную нервную систему с поражением оболочек мозга, структур мозга, развитием отёка головного мозга.
Циркулируя в кровеносном русле, менингококки выделяют эндотоксин, который, взаимодействуя с эндотелием сосудов, провоцирует выброс биологически активных веществ, запускающих определённую последовательность воспалительных реакций. Активируется система фактора Хагемана – калликреин-кининовая, свёртывающая, фибринолитическая, что приводит к генерализованному внутрисосудистому свёртыванию (гиперкоагуляции).
В мелких сосудах формируются многочисленные бактериальные тромбы, клинически проявляющиеся геморрагическим синдромом, образованием патогномоничной геморрагической сыпи. Диссеминированное внутрисосудистое свёртывание сопровождается значительным расходованием факторов свёртывающей системы крови и развитием гипокоагуляции с формированием массивных кровоизлияний в кожу и внутренние органы.
В случае повышенной аллергизации и нарушении реактивности макроорганизма, геморрагические изменения во внутренних органах развиваются катастрофически быстро, приводя к летальному исходу.
Распространение менингококка через гематоэнцефалический барьер сопровождается массивным размножением менингококка в субарахноидальном пространстве с вовлечением в патологический процесс мягких мозговых оболочек и развитием гнойного менингита, а в дальнейшем – отёка-набухания головного мозга.
Наиболее тяжелое течение менингококковой инфекции возникает в случаях распространения воспаления на эпендиму желудочков и ткань головного мозга.
Клиническая картина
Инкубационный период может продолжаться от двух до десяти дней, в среднем – около одной недели.
Различают следующие формы развития менингококковой инфекции:
Локализованная:
– менингококконосительство;
– острый назофарингит.
Генерализованная:
– менингококкемия;
– менингит;
– менингоэнцефалит;
– редкие формы (эндокардит, полиартрит, пневмония).
Бессимптомное носительство менингококка достигает 4–5% от всего населения, в регионах «менингитного пояса» – около 10% и может продолжаться в среднем 2–3 недели, в более редких случаях – до 6-ти недель.
Острый назофарингит довольно часто протекает как самостоятельное заболевание и в половине случаев может предшествовать гнойному менингиту.
Заболевание протекает с умеренной интоксикацией, температура тела иногда достигает 38,5º C и продолжается до трёх дней, в редких случаях – до пяти дней. Больной предъявляет жалобы на затруднение дыхания через нос без каких либо выделений из носа («сухой насморк»), саднение в горле, боль при глотании.
При осмотре больного можно выявить гиперемированную, сухую, отёчную заднюю стенку глотки, гиперплазию лимфоидных фолликулов.
Менингококкемия сопровождается острым началом и быстрым нарастанием клинических проявлений в виде выраженной интоксикации, нарастания температуры тела до 40º C и характерной экзантемой.
В первые двое суток от начала заболевания развивается розеолёзная сыпь, в последующем с геморрагическим компонентом. Высыпания при менингококкемии имеют неправильные звёздчатые очертания, возвышаются над уровнем кожи и не исчезают при нажатии.
Размеры элементов сыпи могут колебаться от точечных петехиальных до распространённых геморрагий с участком некроза в центре. Наибольшее количество элементов сыпи расположены на ягодицах, паховых областях, нижних конечностях, на предплечьях и кистях.
Регрессирование сыпи может сопровождаться отторжением некротизированных тканей с развитием рубцовых изменений, гангреной дистальных фаланг стоп и кистей, ушных раковин.
Поражение центральной нервной системы при менингококкемии зачастую не развивается, но возможно возникновение миокардита, эндокардита, артритов, пневмонии. Изменения в крови характеризуются выраженным нейтрофильным лейкоцитозом со сдвигом лейкоцитарной формулы влево.
Распространение сыпи на лицо и туловище с быстрым увеличением её количества свидетельствует о тяжёлой степени развития заболевания и опасности возникновения молниеносной формы.
Молниеносная форма сопровождается быстрой сменой гипертермии на гипотермию, распространёнными геморрагиями, кровоизлиянием в склеры с образованием «кровавых слёз». Происходит снижение артериального давления с учащением сердечных сокращений; кожные покровы бледнеют и приобретают мраморный вид, появляются фиолетовые пятна; развивается рвота в виде кофейной гущи; сознание нарушается; выделение мочи значительно уменьшатся, а затем и полностью прекращается, развивается анурия.
Отсутствие адекватной терапии возникшего состояния заканчивается смертельным исходом в течение 8–24 часов.
Менингококковый менингит при генерализованной форме инфекции возникает у 15–25% больных и характеризуется острым началом. При этой форме, наряду с общеинтоксикационными симптомами, присутствуют и менингеальные симптомы, включая общемозговые и истинно менингеальные.
Развившееся повышенное внутричерепное давление сопровождается общемозговыми симптомами: головной болью, гиперестезиями, выраженной рвотой, после которой не происходит улучшение общего состояния, утратой сознания, судорожным синдромом. У детей раннего возраста появляется монотонный «мозговой» крик.
Поражение оболочек мозга сопровождается возникновением истинно менингеальных симптомов: напряжение мышц затылочной области, положительные симптомы раздражения мозговых оболочек (Кернига, Брудзинского).
Больной непроизвольно принимает менингеальную позу с запрокинутой назад головой, согнутыми коленями и поджатыми к животу ногами. У детей раннего детского возраста развивается симптом Лессажа («подвешивания», при удерживании ребёнка за подкрыльцовые ямки происходит непроизвольное подтягивание ножек к животу), осмотр головки позволяет выявить выбухание и пульсацию большого родничка.
Распространение воспалительного процесса на ткани мозга сопровождается развитием очаговой симптоматики и возникновением отёка-набухания головного мозга.
В крови выявляется нейтрофильный лейкоцитоз, скорость оседания эритроцитов значительно нарастает. Спинномозговая жидкость приобретает молочно-белую окраску, в которой выявляется нейтрофильный цитоз, клеточно-белковая диссоциация, снижение сахара и хлоридов.
В 50% случаев генерализованная форма менингококковой инфекции протекает в сочетании с гнойным менингитом и менингококкемией. Смешанные формы менингококковой инфекции имеют более благоприятное течение, чем при обособленных формах, таких как менингит или менингококкемия.
Хроническая менингококкемия принадлежит к редким формам заболевания и развивается у ослабленных больных с различными иммунодефицитными состояниями. Она характеризуется неправильной лихорадкой, высыпаниями на коже, полиартритом, развитием эндокардита.
Прогноз
Исход заболевания имеет большую зависимость от своевременности квалифицированного лечения и особенностей развития инфекции.
Смертность сохраняется достаточно на внушительном уровне и достигает приблизительно 10%, а при молниеносных формах – 30–70%.
После тяжелых форм перенесенной менингококковой инфекции довольно часто развиваются стойкие, практически не поддающиеся медикаментозной коррекции осложнения в виде воспаления слухового нерва и внутреннего уха, которые сопровождаются снижением уровня слуха. Поражение зрительного нерва и сетчатой оболочки глаз приводит к снижению зрения; формируется водянка головного мозга, которая, в зависимости от степени развития, может осложняться нарушением дыхания, учащенным сердцебиением, развитием судорожного и гипертензионного синдромов, утратой сознания, снижения интеллекта.
Диагностика
В преобладающих случаях заболевание протекает с типичными клиническими симптомами и изменениями в лабораторных исследованиях: лейкоцитоз со сдвигом формулы влево, значительное нарастание скорости оседания эритроцитов и нейтрофильный цитоз, клеточно-белковая диссоциация, уменьшение концентрации глюкозы и соединений хлора в спинномозговой жидкости.
Наиболее важным диагностическим критерием в диагностике менингококковой инфекции принадлежит выявлению менингококков при бактериоскопии спинномозговой жидкости и в бактериологических посевах крови, спинномозговой жидкости, отделяемом носоглотки, в соскобе с кровоизлияний на коже.
Как дополнение, осуществляются серологические исследования: реакция прямой гемагглютинации, иммуноферментный анализ.
Лечение
Лечение менингококковой инфекции осуществляется в стационарных условиях.
Основным этиотропным фармпрепаратом для лечения менингококковой инфекции является пенициллин, в случаях аллергический реакций на пенициллин возможно применение хлорамфеникола. Антибактериальная терапия должна начинаться в наиболее ранние сроки, как правило, на догоспитальном этапе.
Антибактериальная терапия проводится лицам в случаях подозрения на менингококковую инфекцию.
Совместно с антибактериальной терапией проводятся лечебные мероприятия по борьбе с развивающимися жизнеугрожающими нарушениями функционирования органов и систем. В качестве симптоматической терапии применяют жаропонижающие и противосудорожные средства.
Профилактика
Важным профилактическим мероприятием является установление лиц с бессимптомным носительством менингококков и другими клиническими формами менингококковой инфекции.
Санация носителей проводится с применением ципрофлоксацина или рифампицина, с последующим бактериологическим исследованием через трое суток. В случае отрицательного результата пациент может быть допущен в коллектив.
В случаях носительства свыше одного месяца и отсутствия воспалительных явлений в носоглотке пациент может посещать коллектив.
В очаге заболевания осуществляется медицинское наблюдение на протяжении 10-ти суток.
Детям, которые контактировали с больным генерализованной формой менингококковой инфекции, для профилактики вводится нормальный иммуноглобулин не позже недельного срока после встречи с больным.
При регистрации значительного подъёма заболеваемости менингококковой инфекцией проводят специфическую профилактику вакциной против менингококка A и C населению в возрасте до 20-ти лет.
Российская вакцина против менингококка B находится на стадии разработки, закупки Кубинской вакцины против серотипа B не осуществляются.